Красникова Татьяна Владимировна. Персональный сайт педагога.
Педагогические чтения. Тема: «Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Презентация.6 февраля 2019 года в нашем детском саду прошло очередное заседание педагогического совета, где выступали мои коллеги, и я в их числе, выступила с докладом и презентацией на тему: «Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Педагогические чтения. Тема: «Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей» Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей и состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, физические упражнения, прогулку на свежем воздухе и т. д. Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Сильным можно быть и без закаливания, но здоровым быть без него невозможно. Что же такое закалённость организма и что такое закаливание? Закалённость – это способность переносить жару и холод, физические и эмоциональные нагрузки, голод и жажду без вреда для себя. Закалённый организм более устойчив к воздействиям извне, будь то физическое или психическое, эмоциональное воздействие. Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма. На практике, часто применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например, обливание ног или прием душа, служит уже основанием для того, чтобы считать закаливание проводящимся. Однако, применение только одной, специальной закаливающей процедуры, даже сильно действующей, не оказывает должного эффекта. Поэтому при организации оздоровления детей в условиях детского сада необходимо помнить, что закаливание - это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура. Организация и план действий при закаливании При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
2. Определить тип и дозировку закаливания. 3. Выбрать метод закаливания. 4. Проанализировать соответствие закаливающей нагрузки возможностям ребёнка. 5. Скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания. 6. Учитывать противопоказания к закаливанию организма: - менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки; -менее двух недель после обострения хронического заболевания; - высокая температура в вечерние часы; - отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьёй - протест и страх ребёнка - температура окружающего воздуха ниже нормы. - карантин в ДОУ или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекции в окружении ребёнка в течение последнего месяца. Для достижения желаемого эффекта в закаливании необходимо придерживаться определенных принципов закаливания -систематичность, постепенность и последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль. Принцип систематичности требует ежедневного выполнения закаливающих процедур. Для достижения высокой степени закаленности необходимо постоянно повторять воздействия того или иного метеорологического фактора. Иначе добиться желаемого закаливающего эффекта невозможно. Принцип постепенности сводится к применению вначале щадящих процедур и постепенному переходу к более сильным воздействиям. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур учитываются индивидуальные особенности ребёнка – возраст, состояние здоровья, другие обстоятельства. Объясняется это тем, что реакция организма на закаливающие процедуры у разных детей неодинакова. Принцип сочетания общих и местных воздействий Устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам в значительной мере повышается благодаря сочетанию общих и местных процедур. При общих процедурах воздействию подвергается вся поверхность тела, при местных – лишь его отдельные участки. Местные процедуры оказывают, конечно, менее сильное действие на организм, чем общие. Однако эффекта можно добиться и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела – шею, горло, ступни. Принцип активного режима Эффективность закаливания намного повышается, если его проводить в активном режиме, т.е. выполнять во время процедур, скажем, физические упражнения либо какую-нибудь мышечную работу. Разнообразие средств и форм подразумевает воздействие на организм воздухом, водой, солнцем, раздражение холодом и теплом. Тот факт, что при закаливании с помощью одного раздражителя организм становится, в некоторой степени, более устойчивым и к воздействию других раздражителей, объясняется общими механизмами адаптации организма. И все же, если вы хотите добиться максимального эффекта, используйте все формы и виды закаливания. Самоконтроль дает возможность оценить, насколько правильно подобран режим закаливания воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание. Для закаливания детей обычно используются факторы внешней среды в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Каждый фактор может использоваться как отдельно, так и в виде комплексных процедур. Воздух оказывает температурное воздействие на организм. В организации закаливания детей особое место занимают воздушные ванны. При проведении воздушных ванн у детей улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшается сон, аппетит. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде, оставляя обнаженными руки и ноги, во время физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, а общую воздушную ванну - при смене белья. Во время дневного и ночного сна. Воздушные ванны принято осуществлять при комфортных значениях воздуха = от 17,5 до 22,5 С. При t выше 22 С воздушные ванны не являются холодовым раздражителем. Наиболее рационально сочетать воздушные ванны с физическими упражнениями и специальными процедурами. Одним из методов воздействия на кожные покровы является растирание сухой махровой варежкой. Растирание можно проводить самостоятельно. Проводящий растирание берёт ребёнка за руку и лёгкими поглаживаниями выполняет растирание руки от запястья к плечу. Боковые поверхности туловища растирают поглаживающими движениями от талии к подмышечным впадинам. Спина – от поясницы к плечам вдоль позвоночника. Грудь – от плеч к грудине. Растирание проводится мягко, повтор движений по одному участку до 4-5 раз. При проведении воздействия не допускается возникновение неприятных ощущений. После процедуры должно наблюдаться лёгкое порозовение кожных покровов. Воздушная контрастность вполне доступна. Контрастные воздушные ванны (по методике Ю. Ф. Змановского) представляют собой перебежки из холодной комнаты с температурой 13-16 градусов, в теплую с температурой 21-24 градуса. Методика проведения такова: дети просыпаютсяпосле дневного сна, выполняют в течение 3 минут 3-4 физических упражнения охватывающих все группы мышц. Затем по команде взрослого встают и оставаясь в трусиках и майках или в одних трусиках выполняют в течение 1-1,5 мин. циклические движения умеренной интенсивности попеременно в «холодном» и «теплом» помещении, т.е. принимают общую воздушно-контрастную ванну. Всего занятие длится 12-15 минут, перебежек должно быть не менее 6 с пребыванием в каждой комнате по 1-1,5 мин. Хождение босиком . При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках ( в течение 4-5 дней ), затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли. Наиболее эффективный метод закаливания – закаливание водой. Вода оказывает температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему. К закаливанию водой мы можем отнести такие методы как - обширное умывание ( процедура проводится после сна), обтирание, обливание, ванны, купание в открытых водоёмах, бассейне, контрастные ножные ванны, полоскание полости рта и горла кипячёной водой, туалет носа(промывание проточной водой), в летнее время игры с водой, игры в плескательных бассейнах. Вода при этом должна быть не ниже +20 град. Контрастные ножные ванны могут проводиться в виде попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих разную температуру. Начинается с контраста в 7 градусов ( от 37-38 до 30-31 градусов ) и трех - четырех кратной смены воды разной температуры. Через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18 градусов при шести, восьмикратной смене температур. В начале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. По окончании процедуры ноги вытираются полотенцем и растираются до покраснения. Хорошим средством закаливания является, полоскание полости рта. Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет. Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!». Обширное умывание. Ребёнок должен: - открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. - Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». - Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз» - Намочить обе ладошки и умыть лицо. - Ополоснуть, «отжать обе руки, вытереться насухо. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз», «два» и т.д. Солнце оказывает общее температурное воздействие на организм.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. «Здоровый ребенок дошкольного возраста - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне - средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития» (Ю.В.Змановский). 7 февраля 2020 в 11:11
Прикреплённые файлы:Документ: Педагогические чтения. Тема: «Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Презентация. Описание файла:Файл называется: prezentacija-zakalivanie-faktor-ukreplenija_619ko.pptx Это официальный файл организации «Красникова Татьяна Владимировна. Персональный сайт педагога.», в нём содержится Педагогические чтения. Тема: «Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Презентация.. Размер файла: 6,17 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.