Красникова Татьяна Владимировна. Персональный сайт педагога.
Педагогические чтения. История проблемы руководства игровой деятельностью детей.УСЛОВИЯ РУКОВОДСТВА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ И ДЕТСКОМ САДУ История проблемы руководства игровой деятельностью детей Необходимость руководства игровой деятельностью особо актуально зазвучала в 40-х годах XX века, когда при проведении педагогического «ликбеза» для родителей оказался неразработанным целый цикл семейного воспитания детей в условиях современного общества. По заказу редакции радиопередач «Педагогическая пропаганда для родителей» Антоном Семеновичем Макаренко были подготовлены лекции о воспитании детей, в которых особый раздел заняла игровая деятельность. Основными требованиями к руководству детской игрой А. С. Макаренко выдвигал следующие: следить за тем, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка и не отвлекала его целиком от общественных целей; воспитывать в игре те психические и физические навыки, которые необходимы для работы. Первая цель достигается постепенным вовлечением ребенка в сферу труда. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой: выбором игры, помощью ребенку в игре. Основные трудности возникают у родителей при реализации второй цели. Одни родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители игре уделяют слишком много внимания, все время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, ставят игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются этому. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители; они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо. Третьи родители считают, что самое главное -- количество игрушек (такие родители обычно очень любят механические игрушки). Их дети нередко становятся «коллекционерами» игрушек, часто без всякого интереса переходят от одной к другой, играют без увлечения, портят и ломают их, требуя новые. Вследствие указанных трудностей А. С. Макаренко предлагает научить родителей определять достоинства и недостатки игрушек. Готовая игрушка хороша тем, что знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, подводит ребенка к техническим вопросам и проблемам сложного человеческого хозяйства. Механические игрушки полезны только тогда, когда ребенок действительно с ними играет, при этом не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-то перевозить, ванька-встанька куда-то переезжать или что-то делать, куклы должны спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Второй тип игрушки -- полуготовый -- требует от ребенка некоторой доработки, логики, необходимой для решения задач. К этим игрушкам относятся различные дидактические материалы (разрезные картинки, картинки с вопросами и т. д.), ящики-конструкторы, кубики, разборные модели. Недостатком данных игрушек является то, что задачи, которые ставятся перед ребенком, однообразны и надоедают своими повторениями, ослабляют интерес к игрушке. Третий тип игрушки -- игрушка-материал (глина, песок, куски картона, слюды, бумаги, растения, проволока и т. д.). Из них человек создает материальные и культурные ценности, и если ребенок умеет играть с ними, это значит, что у него зарождается культура деятельности. Кроме того, игрушка-материал дает большой простор для воображения и фантазии. Самое главное в детской игре -- добиться следующего: · чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал; · чтобы он не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца; · чтобы в каждой игрушке он видел определенную ценность, хранил ее; поддерживал порядок в игровом уголке; с помощью взрослого производил ремонт в случае поломки; · чтобы в игре комбинировались все типы игрушек. В процессе самой игры родители должны, по возможности, предоставить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок попал в затруднительное положение, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ему: подсказать, поставить какой-нибудь интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним. Таковы общие формы руководства на первой стадии игры. На второй стадии от родителей требуется, прежде всего, внимание. Они должны знать, чем увлекаются сверстники, окружающие их ребенка, какие недостатки присутствуют в совместных играх детей. На данной стадии весьма полезно общение родителей между собой, обмен опытом и планирование дальнейшего сотрудничества. Самое главное заключается в том, что родитель должен научиться видеть перед собой не только своего ребенка, а всю группу детей и вместе с другими родителями воспитывать ее. Современные критерии оценки детских игр и игрушек В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек. Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка: провоцирует ребенка на агрессивные действия; вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие; вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка; провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей. Такие критерии отбора игрушек важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности. Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка: полифункциональность, способствующая развитию творчества детей; возможность применения игрушки в совместной деятельности; дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями; эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности. Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр, по оборудованию игрового процесса и степени их готовности. Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. Классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр: 1. Сюжетные игрушки (куклы, фигурки, посуда, мебель и т.д.). Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша. 2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Также технические игрушки делятся: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства. 3. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения "LEGO". 4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры. 5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.). 6. Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы - марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам. К ним относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. 7. Звучащие и музыкальные игрушки. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. 8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает в самих видах игр: для театров дети мастерят фигурки "артистов", элементы декораций; для сюжетно-ролевой игры - "продукты", "тетрадки". В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самодел-ки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных(бумага, картон, нитки , ткань и др.); полуоформленных (коробки, пробки, катушки и др.); природных (шишки, желуди, ветки, солома и т. д.). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности. 30 сентября 2019 в 09:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.