Красникова Татьяна Владимировна. Персональный сайт педагога.

Педагогические чтения. Виды здоровьесберегающих технологий. Работа с родителями по приобщению к здоровому образу жизни детей.

ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Гимнастика и физические упражнения

должны прочно войти в повседневность

каждого, кому дороги работоспособность,

здоровье, полноценная и радостная жизнь.

Гиппократ (Знаменитый древнегреческий целитель и врач)

 В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Что такое здоровье? «Правильная, нормальная деятельность организма». Здоровье это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Статистика в отношении состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что количество полностью здоровых детей снижается. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Практически 90% дошкольников имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. Невротические проявления наблюдаются у 20-30% детей старшего дошкольного возраста. Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников - «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленны  на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня здоровья воспитанника детского сада, получение знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В пункте 2.6. ФГОС говориться, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Существуют разнообразные виды здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии по здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

В своей работе более подробно я остановилась на  технологии по здоровому образу жизни. Использую методики М.Ю. Картушиной "Оздоровительные занятия с детьми", И. М. Новиковой "Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников".

Средствами  здоровьесберегающих технологий являются:

- средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

- гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи по оздоровлению детей.

К средствам двигательной направленности относится: движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных  СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Важным компонентом укрепления здоровья детского организма является утренняя гимнастика.

Выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует обретению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с гимнастики. Зарядка постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, усиливает кровообращение, укрепляет дыхание.

Сопровождающая движения музыка (бубен) создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему детей.

Утренняя гимнастика проводится до завтрака, в течение 10–12 минут в помещении или на воздухе (в зависимости от  времени года и погоды).

В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка, целью которой является предотвращение утомления детей, снятие эмоционального напряжения во время занятий.

С целью предупреждения утомления на занятиях проводятся физкультминутки. Длительность их составляет 3-5 минут.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию внимания и памяти.

Каждый день проводится гимнастика после дневного сна, которая направлена на улучшение настроения детей, поднятие мышечного тонуса, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика должна  проводится при открытых форточках.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего действия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.

Ходьба по массажным дорожкам сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка способствует массажу стопы.

Дыхательная гимнастика - от правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его умственная и физическая деятельность.

Детям дошкольного возраста необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, также используем дыхательные упражнения в игровой форме, пальчиковую гимнастику.

Особое внимание уделяется проведению различных закаливающих процедур, при обязательном соблюдении главные принципов закаливания:

Проводится закаливание только при условии, что ребёнок здоров: нельзя проводить закаливание, когда ребёнок испытывает отрицательные эмоции, например, страх, плачет или чем-то обеспокоен; также обязателен учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка; интенсивность закаливающих процедур увеличиваем последовательно и постепенно.

Для наибольшей эффективности закаливания мы обеспечиваем:

- гигиенические процедуры (обливание рук холодной водой)

- соблюдение режима прогулок в разные времена года

- организацию теплового и воздушного режима в помещении

- хождение босико.

- рекомендуем родителям правильно подбирать одежду для детей.

Прогулка – это одно из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Для наибольшего эффекта от прогулок, мы меняем последовательность видов деятельности, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. В холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Прогулка - это время, когда дети могут в наибольшей степени реализовать свои двигательные потребности.

Подвижная игра направлена на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, позволяет развивать познавательный интерес, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности.

Используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, метание, упражнения, прыжки. Индивидуально занимаемся с детьми по развитию движений на прогулках, в режимных моментах, на физкультурных занятиях. В группе создан уголок здоровья, в котором имеются скакалки,  диск здоровья, гантели, массажные мячи). Физкультурные занятия у нас проводит инструктор по физической культуре, уделяя много внимания сохранению и укреплению здоровья детей.Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года.

Проведение бесед с воспитанниками о соблюдении режима дня, о значении соблюдения гигиены и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления позволяют детям приобретать навыки культуры и здорового образа жизни. Придаём значение  повышению уровня  культуры здорового образа жизни в семьях посредством проведения просветительской работы с родителями.

В системе работы с родителями ставим задачи:

-  ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.

- освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.

- формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.

- помощь в приобретении элементарных навыков  диагностики, сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников  осуществляем  в разнообразных формах, таких как:

- наблюдение за детско-родительскими отношениями

- беседы с родителями по вопросам воспитания здорового ребёнка

(Целью которых, является выявление уровеня  заинтересованности родителей в формировании здорового образа жизни). 

Изменилось отношение родителей к такому важному аспекту жизни детей, как прогулка на свежем воздухе. Если, судя по первоначальному опросу, большинство родителей в выходные дни гуляли с детьми: не более одного-двух часов, то после проведенной работы максимум распределения сдвинулся в сторону двух-трех часов.

Работа с семьей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни является очень важной.

Анализируя индивидуальные беседы с родителями о формировании здорового образа жизни, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания, привычки к здоровому образу жизни, большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

На родительских собраниях всегда стараемся обратить внимание родителей на здоровье детей, даём рекомендации по питанию, закаливанию, режиму, созданию условий в семье для двигательной активности. Предлагаем комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки, органов зрения, пальчиковые игры, разные виды гимнастики. Убеждаем родителей  в том, что  личный пример членов семьи в формировании представлений и навыков здорового образа  жизни имеет большое значение для  ребенка. Проводим в группе информационную работу с родителями по организации «Уголка здоровья». Периодически готовим для родителей папки-передвижки с полезной информацией освещая вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Движение - основа здоровья», «Как проводить закаливание ребенка дома», «Основы здорового питания» и т. д.

В своей папке «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» я собрала полезную информацию для  родителей о детских болезнях, профилактике заболеваемости, как сохранить осанку, и многое другое, в том числе и интересные стихи о физическом воспитании, о закаливании, о сне, о питании, санитарно-гигиенических навыках и другое.

Развитие ребенка раннего возраста тесно связано с образом жизни семьи. И родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. А мы стараемся помочь родителям в приобретении необходимых теоретических и практических знаний, чтобы в домашних условиях взрослые могли закрепить полученные ребенком знания и навыки.

Только совместные усилия воспитателей и родителей помогут нам воспитать здоровых детей!

30 сентября 2019 в 09:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.