Красникова Татьяна Владимировна. Персональный сайт педагога.

Выступление на педагогическом совете. Мозговой штурм.

 На очередном педагогическом совете по теме «Формирование игровой деятельности дошкольников — необходимое условие в решении задач образовательной области социально-коммуникативное развитие при реализации  ФГОС ДО» я провела с коллегами деловую игру в форме мозгового штурма. Игра прошла успешно, коллеги зарядились положительными эмоциями.

"Количество идей переходит в качество.
в каждой идее есть рациональное зерно".
Алекс Осборн
(американский  исследователь в области творчества, первый использовал мозговой штурм со своими сотрудниками).

Мозговой штурм - это технология решения проблемына основе стимулирования творческой активности, при которой участникам предлагается высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе даже самых фантастических.

Технология может быть использована: в изучении и закреплении нового материала; в совместной  деятельности  педагога с детьми при решении задач образовательных областей; в исследовательской работе - на этапе постановки проблемы. 
Цели: «расковать» сознание и подсознание; стимулировать воображение; научить смело высказывать свои идеи и генерировать их (выдвигать).
 Достоинства метода мозгового штурма: метод  прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны (эффект "коллективного" ума);  мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии, воображения и для раскрепощения сознания детей; можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
Недостатки метода мозгового штурма: не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.

Перед проведением мозгового штурма необходимо: собрать информацию по теме обсуждения; разработать цепочку вопросов к участникам; если нужно, подобрать картинки.

Итак, я подготовила для вас цепочку вопросов  по теме: "Сюжетно-ролевая игра". Делимся на две команды (по желанию). Первые восемь вопросов командам будут одинаковые. Каждая команда выбирает своего капитана и название (я записываю и веду счёт). Несмотря на то, что участники объединены в команды - сначала каждый должен сам дать предположительный ответ, а затем ответы коллег обсуждаются  сообща и выносится правильный ответ капитаном команды.  Первый вопрос...

1. Психические процессы, которые формируются у детей в игре? (внимание, память, мышление).

2. Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла).

3. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого.)

4. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет).

5. Один из принципов организации сюжетно - ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов).

6. Назовите  условия организации сюжетно- ролевой игры  (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек).

7. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на главные роли).

8. Надо ли запрещать так называемые  военизированные игрушки?  Если да...почему? Если нет...почему? (нет, не надо; если убрать все «военные» игрушки, ребенок все равно найдет возможность «поиграть в войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. кроме того, такие игрушки несут в себе определенную функцию … (будущие защитники Родины).

Далее. Предлагаю вам «поразмышлять» (дополнительные вопросы) 

Вопрос первой команде:

Что является основой сюжетно-ролевой игры..... основой сюжетно-ролевой игры  является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. главная черта сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. элементами этой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.
Вопрос второй команде:

Что представляет собой игра-драматизация... игра-драматизация  представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменения детской фантазий, — сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменить.
Молодцы! С заданием справились обе команды!

 

И как, не вспомнить нам сегодня, всеми любимые русские народные сказки. (Вопросы командам чередовать).

1. Именем какой рыбы можно загадывать желания? (щуки.)

2. Какой новый вид транспорта изобрел емеля? (печку.)

3. Кто помог Ивану- царевичу добыть жар-птицу? (серый волк.)

5. Кто сломал теремок? (медведь.)

6. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (три.)

7. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой ба6ы-яги? («избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)

9. Какие птицы помогали бабе-яге? (гуси-лебеди.)

10. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)

11. Какие реки в сказках текут? (молочные.)

12. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (на волчий хвост.)

13. Без кого репку бы не вытянули? (без мышки.)

14. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать? (можно стать козленочком.)

 Далее.  Релаксация.

Предлагаю объединиться командам и встать в большой круг. Сейчас мы поиграем в игру на расслабление, которая называется "Ритмические хлопки". (Цель игры: выстроить ритмическую структуру, объединяющую всех участников. Наша с вами задача: найти общий ритм (в начале игры, как правило происходит звуковой хаос, однако постепенно все участники приходят к одному ритму)).

Расслабляющая игра «Ритмические хлопки» 

Цель: Это потрясающая игра хорошо подходит для больших групп. Дети могут выразить в ней свое беспокойство, фрустрацию, скуку, усталость или чувство одиночества. В начале игры неизбежен звуковой хаос. Однако постепенно из этого хаоса может возникнуть ритмическая струк­тура, объединяющая всех участников. Некоторые группы находят общий ритм, в других же появляется несколько ритмов, которые дополняют друг друга.

Инструкция: Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероят­но, начнете различать ритмы своих соседей, и. может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует, что цель достигнута, и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: "Стоп!"

Вывод:

Уважаемые коллеги, мы с вами делаем одно общее дело - воспитываем  наших детей и как показывает практика, мы все-таки умеем слышать и понимать друг друга! Всем здоровья, терпения, творческих успехов и большое спасибо за внимание! 

Приложение 1

1. Психические процессы, которые формируются у детей в игре?

2.  Творческий характер игры определяется наличием …

3.  Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …

4. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… 

 5. Один из принципов организации сюжетно - ролевой игры – это ….. 

6. Назовите  условия организации сюжетно- ролевой игры. 

7. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру .

 8. Надо ли запрещать так называемые  военизированные игрушки?  Если да...почему? Если нет...почему?


Приложение2

      Вопрос первой команде:
Что является основой сюжетно-ролевой игры.....  



      Вопрос второй команде:

Что представляет собой игра-драматизация...  



Приложение 3  

Первая команда -

Вторая команда -

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

1.

1.

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

Итоги:

Итоги:

5 марта 2019 в 22:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.